Яндекс.Метрика

Как играть в заочных соревнованиях
Начиная игру в заочных шахматных соревнованиях надо исходить из того, что придется играть довольно долго. Отметим, что при игре по почте партии длятся от 3 до 5 лет, при игре по ИНТЕРНЕТу (телефону, факсу) от 1 до 3 лет. Кроме того, игра будет требовать много времени и сил, а зачастую и нервов.
Вместе с тем возможности шахматного творчества неизмеримо возрастают, а количество грубых ошибок резко сокращается. Часто спрашивают, может ли помогать в игре кто-то из сильных шахматистов? Думаю, что помогать в игре по переписке невозможно в принципе. Для победы нужна индивидуальная игра, основанная на своем личном понимании позиции. Поэтому единственный путь – навязать свою игру, найти интересные возможности, максимально запутать противника и добиться победы. При этом очень часто приходится жертвовать пешки и фигуры, создавать неоднозначные позиции с взаимными шансами, где главный ресурс-интуиция. Еще один аспект, можно ли играть по переписке нечестно. Здесь ответ однозначен – нельзя. В случаях заведомо нечестной, как и неэтичной игры, судья примет исчерпывающие меры. Нечестный шахматист будет исключен из турниров. Вместе с тем, остановимся на некоторых приемах, используемых неэтичными шахматистами.
Неправильное повторение последнего хода соперника в надежде, что он не обратит на это внимание. Опасность в том, что после ответа можно будет сказать, что именно такой предыдущий ход и был сделан. Такой прием применяется только в ИНТЕРНЕТе. Правда надо отметить, что есть проверка протокола, о чем большинство игроков не догадываются.
Неэтично не предлагать вариант, если он является единственным.
Ненаказуемым нарушением является несвоевременное повторение своего хода и не сообщение о задержке ответа. Здесь совет один – не обращать внимание на поведение противника и самому не допускать нарушений. В целом же психологически важно не поддаваться на уловки противника, а спокойно играть дальше. На некоторых особенностях игры в заочных соревнованиях остановимся ниже

Методика разыгрывания дебюта
Игра по переписке позволяет пользоваться любой литературой, а сейчас и возможностями интернета. Существует множество шахматных баз с прокомментированными партиями. Буквально на следующий день становятся известными партии, сыгранные не только на крупных, но и на небольших турнирах. Дебютные справочники дают анализы большинства позиций до 20-х, а иногда и до 30-х ходов. Учитывая эти особенности заочных шахмат, возможности применения дебютных новинок и «домашних заготовок» весьма ограничены. Если в очных турнирах возможно ошеломить соперника, то по переписке это практически нереально. Еще одним аспектом является то, что психологически применение новинок оправдано. Это обусловлено в очной игре малым лимитом времени на поиски правильного ответа в условиях некоторого стресса. Практически неограниченное время в игре по переписке позволяет успокоиться, изучить всю имеющуюся информацию и подготовить безусловно лучший ответ.
Самое существенное при разыгрывании дебюта на мой взгляд следующее:
- не важно получится чуть лучшая или чуть худшая позиция по итогам дебюта, существенно, чтобы получившаяся позиция соответствовала понимаю конкретного шахматиста и наличию у него навыков игры в позициях этого типа;
- нельзя безоговорочно доверять комментариям, даже если они принадлежат самым лучшим шахматистам и теоретикам. Надо проверять и самые очевидные, на первый взгляд, варианты;
- никогда не следует надеяться на ранее сыгранные партии. Даже если много сот раз играли одним образом, это не значит, что конкретный соперник не сделает другой ход;
- получив по дебюту хорошую позицию (как и плохую позицию), надо помнить, что партия длится долго и для победы надо выигрывать ее много раз. Как минимум надо выиграть дебют, выиграть миттельшпиль, выиграть эндшпиль;
- желательно не допускать стратегических ошибок, не создавать слабых пунктов без конкретной компенсации. Переход из дебюта в миттельшпиль должен быть органичным, необходимо сохранить единство планов.

Методика игры в миттельшпиле
Самое важное - найти главную «изюминку» позиции и, исходя из этого, разработать правильный план. При этом существенно, что лучше проводить неправильный, ошибочный план, чем играть без плана. Желательно, чтобы каждый ход нес на себе максимальную нагрузку. Исходя из специфики переписки, можно рекомендовать проверку очень длинных форсированных вариантов. Это особенно актуально в связи с проверкой сложных комбинаций, в том числе и не ведущих к конкретным результатам через 5-10 ходов. Поэтому игра по переписке это сложнейший труд, когда удовлетворительные результаты требуют многодневной шлифовки каждого хода. Только после огромного по объему работы анализа, когда большинство проверенных ходов признаны неправильными, удается найти что-то приличное. Красивые ходы и планы появляются и того реже, как правило, после изнурительного многодневного анализа позиции. Поэтому в настоящей книге в комментариях не приведены конкретные варианты, а указаны только основные идеи.
Если есть два примерно равных продолжения, то предпочтительнее без особой необходимости не играть варианты, где у соперника форсированный ответ. Сложные позиции предпочтительнее анализировать несколько раз с большим разрывом во времени, чтобы обеспечить свежий взгляд. Желательно анализировать и фантастические идеи, поскольку соперник очевидные продолжения посмотрит не хуже, а может и лучше.

Методика игры в эндшпиле
Снова возвращаясь к основной рекомендации, что партию надо выигрывать много раз. Если эндшпиль получился примерно равный, следует попробовать его выиграть.
В лучшем эндшпиле надо внимательно исследовать возможности соперника перейти в теоретически ничейные позиции. Напомним некоторые из них. Лишний слон с пешкой не выигрывает, когда пешка на крайней линии и поле ее превращения не атакуется слоном, два лишних коня без пешек как правило не матуют, трудно выигрываются ладейные эндшпили с лишней пешкой, эндшпили с разнопольными слонами и т.д.
В худшем эндшпиле соответственно надо стремится перейти в теоретически ничейные позиции.
Особенно важны эти рекомендации, когда противник полностью доверяет своему компьютеру. Компьютеры же дают правильные оценки в малофигуных позициях только при использовании так называемых таблиц Налимова (не более 5 фигур и пешек на доске). В остальных случаях компьютеры не совсем четко анализируют сложные эндшпили. В частности выигрыша может не быть, а компьютер будет показывать большое, а иногда и решающее преимущество.
С.У.Пиньковецкий


Шахматный сайт chess-land.ru. Желающие поиграть в шахматы с соперником--Вам сюда!

Сайт «Шахматный тренер» - познавай шахматы с нами!
Copyright © 2010г. Все права защищены и охраняются законом. Сайт mykrasnodarchess.ru
При полном или частичном цитировании информации гиперссылка на Сайт mykrasnodarchess.ru обязательна. Редакция сайта не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.